«ГУП Петербургский метрополитен» является крупнейшим пассажироперевозчиком в Санкт-Петербурге.
Как подземная железная дорога, он связан с повышенной опасностью для пассажиров и требует особого внимания и осторожности. В связи с этим он нуждается в четкой, систематизированной и стандартизованной системе информации. Для решения этого вопроса были разработаны и приняты в производство новые виды материалов, типоразмеры информационных носителей, колористка знаков используемых в метро.
Расположение информационных носителей носило адресный характер размещения информации. Разработка велась с использованием практических методов, на основе анализа опыта Санкт-Петербургского метрополитена и опыта лучших мировых образцов. Она представляет собой современный информационный продукт, учитывающий потребности пассажиров и задачи пассажироперевозок.
Основная концепция
Основные особенности информационных систем, использованных при проектировании концепции:
— четкая идентификация станций в городском ландшафте.
— цветовое деление линий.
— разделение информации на иерархические уровни.
— четкая идентификация входов, выходов и наименования станции.
— принципы «цветовых коридоров», облегчающих построение маршрута движения по станциям.
— разделение информации на зоны на каждой станции.
— информация в вагонах поездов.
— наличие справочных колл-центров с операторами (как правило, обслуживание осуществляется на нескольких языках).
— большое количество бесплатной полиграфической справочной продукции.
Цели и задачи
Главная задача построения информационного пространства метрополитена — это создание системы пространственного ориентирования пассажиров на объектах метрополитена для обеспечения их быстрого, безопасного и комфортного передвижения от момента «входа» на территорию метрополитена до «выхода».
Цели разработки:
— усовершенствование системы размещения информационных указателей на территории метрополитена для обеспечения исключения наличия «мертвых» информационных зон на территории метрополитена
— информация должна быть визуально доступной всем пассажирам, находящимся на привестибюльной территории, в наземных и подземных вестибюлях, в подуличных переходах, на эскалаторах, в средних залах и платформах станций, переходных коридорах и вагонах метрополитена
— информация должна дублироваться (создание эффекта информационного коридора)
— изменения принципа подачи визуальной информации о направлении движения пассажиров: переход от перечисления станций к указанию конечного пункта прибытия на линии
— оснащение станций метрополитена новыми современными видами информационных указателей: он должны изготавливаться из износостойких материалов по антивандальной технологии и иметь увеличенный срок эксплуатации
— указатели должны гармонично вписываться в архитектуру станций
— рациональное использование пространства метрополитена (единые информационные зоны, компактные указатели и т.д.)
— проведение унификации знаковой системы, использование принципов цветового разделения по функциональным (указующие, инфомирующие, запрещающие знаки и т.д.) и маршрутным признакам (номер линии).
— обозначение указателями всех объектов, расположенных в пассажирской зоне метрополитена (аппараты по приему платежей, служебные помещения, турникеты и т.д.).
— создание единых информационных зон в верхних и нижних вестибюлях станций для размещения информации для пассажиров и служебной информации метрополитена.
— способствование развитию Санкт-Петербурга как крупного делового и туристического европейского центра
— транслитерирование всех имен собственных и перевод всей информации в указателях на английский язык.
В проекте использована продукция:
Информационный световой короб (алюминий)
(Односторонний, двухсторонний; с креплением на шурупах, штангах, консоли, столбе).
Короб выполнен из алюминия, оснащён светодиодной подсветкой с системой автоматического защитного отключения. Информационное наполнение выполнено на «молочном» полиэтилен терефталате, путём нанесения на его поверхность цветной плёнки с использованием плоттерной резки.
Данная технология применима для производства информационных коробов крупного размера как для помещения, так и для улицы.
Информационный световой короб (ПЭТ)
(Односторонний, двухсторонний, четырёхсторонний; с креплением на шурупы, на стальное основание).
Короб выполнен из полиэтилен терефталата и полихлорвинила, с применением цианакрилатного клея. Информация нанесена на поверхность короба с помощью цветной плёнки с использованием плоттерной резки. Засветка короба осуществляется за счёт применения светодиодной технологии, с защитой от коротких замыканий, реализованной путём использования плавких вставок.
Данная технология применима для производства информационных коробов небольшого размера.
Информационная световая панель (Клик)
(односторонняя; крепление на шурупы).
Основа панели представляет собой раму из алюминиевого профиля квадратного сечения, что обеспечивает её прочность и вандалоустойчивость. Для удобной и быстрой смены информационного наполнения панели применяется клик-профиль, представляющий из себя разборную конструкцию из основного и накрывающего профилей, а так же пружин. Для равномерной засветки всего информационного поля панели применена плита из оргстекла (полиметилметакрилата), а так же технология светодиодной торцевой подсветки панели с защитой от короткого замыкания в виде плавких вставок. Информационное наполнение выполнено методом цветной печати на бумаге или полиэтилене (плакат или бэклит). Плакат защищён от повреждений листом полиэтилен терефталата.
Данная технология позволяет производить тонкие панели, удобные для обслуживания.
Информационные световые рамки
(двухсторонние; крепление на консоли с применением хомутов на столб).
Рамки выполнены из багетного алюминиевого профиля. Для засветки используется торцевая подсветка оргстекла светодиодами с защитой от короткого замыкания в виде плавких вставок. Информация нанесена на полиэтилен методом цветной печати. Бэклит защищён от повреждений листом полиэтилен терефталата.
Применяемая технология позволяет производить сверхтонкие двухсторонние панели, несущую статичную информацию.
Информационный световой четырёхсторонний короб на столбе или консоли (ПЭТ)
Короб выполнен из полиэтилен терефталата в виде монолитного куба с округлыми гранями и углами. Применена светодиодная подсветка с системой автоматического защитного отключения. Информация нанесена на поверхность короба с помощью цветной плёнки с использованием плоттерной резки. Для крепления короба применяется столб, выполненный из окрашенной стали или чугуна, а также консольные держатели для крепления короба к стене.
Данный короб позволяет видеть информацию независимо от того, с какого ракурса на него смотрит пассажир. Имеет надёжную защиту электрической части короба от погодных воздействий, таких как дождь, снег или ветер.
Информационные пластиковые указатели (ПЭТ)
Указатели выполнены из прозрачного полиэтилен терефталата. Информация нанесена на самоклеящуюся плёнку путём цветной печати, установленную на обратную сторону указателя. Монтаж указателя производится с помощью двухсторонней монтажной ленты.
Использование монтажной ленты позволяет производить надёжную установку указателя без повреждения поверхности, на которую он устанавливается. Основа из ПЭТ защищает указатель от повреждения информации вандалами, а так же от погодных явлений.
Информационные указатели (стикеры)
Указатели выполнены на самоклеящейся ламинированной плёнке путём цветной печати. Возможно производство односторонних и двухсторонних стикеров, с установкой как на стекло, так и за стекло.
Указатель устанавливается на ровную поверхность, защищён от вредных воздействий, лёгок в установке и обслуживании.
Информационные стенды (односторонние, двухсторонние; с креплением на шурупы, на опорах)
Информационные стенды выполнены из алюминия. Пространство под информационный материал выполнено из сотового поликарбоната. Наполнение исполнено на ламинированной бумаге методом цветной печати. Плакат защищён от повреждений листом полиэтилен терефталата. Крепление стенда выполнено с применением двухсторонней монтажной ленты, а так же шурупов; или с использованием стальных опор при установке стенда на открытом пространстве.
Стенды просты в обслуживании, имеют выраженные антивандальные свойства.
Заключение
Метрополитен, безусловно, является важнейшей транспортной системой города.
Задача проектирования информационной среды метрополитена — это задача повышенной сложности, так как, являясь фактором и условием поведения человека, информационная среда во многом влияет на эффективность работы всей системы в целом, кроме того, она связана с безопасностью граждан и, в конечном счете, нормальной жизнедеятельностью многомиллионного города.
Концепция информационной и пространственно-ориентирующей среды на территории ГУП «Петербургский метрополитен» была разработана и внедрена с использованием практических методов, на основе анализа опыта Санкт-Петербургского метрополитена и опыта лучших мировых образцов и представляет собой современный информационный продукт, учитывающий потребности, возможности пассажиров, задачи пассажироперевозок.